Под руководством М.П. Жигаловой беженец из Эритреи Текле Тесфамариам принял участие в Акции «Почитаем Пушкина», организованной Россотрудничествои и Центром Русской культуры в Бресте. Записал информационное сообщение «Я читаю Пушкина», составленное по впечатлениям и материалам виртуальной экскурсии по школьному литературному музею А.С. Пушкина в Орехово Малоритского района Брестской области, которая была проведена на занятиях создателем этого музея – преподавателем РКИ.
Предлагаем вниманию читателей информационное сообщение Текле Тесфамариама.
КАК Я ЧИТАЮ ПУШКИНА
Я, Текле Тесфамариам, слушатель подготовительного отделения Брестского технического университета, приехал из Эритреи. Здесь, в Брестском техническом университете, на подготовительном отделении, я уже около года изучаю русский язык как иностранный с моим преподавателем – профессором Марией Жигаловой. От неё я впервые услышал о Пушкине, и о том, что его стихи близки каждому народу.
Я узнал, что мой преподаватель создала в 1984 году школьный литературный музей Пушкина в белорусской сельской школе, которая находится в деревне Орехово на Брестчине, который получил звание «Отличный школьный музей». Виртуальная экскурсия по школьному музею Пушкина помогла мне увидеть много интересного.
Слева направо: Шах Шазаман (Афганистан), преподаватель М.П. Жигалова (Беларусь), Текле Тесфамариам (Эритрея), май 2017, БрГТУ
Это книги Пушкина и о Пушкине разных лет, в том числе, и редкие. Например, полное собрание сочинений А.С. Пушкина, изданное в 1899 году в издательстве «лавка Сытина», роман Бенжамена Констана «Адольф» в переводе А.С. Кулишера (Москва, 1959), книги, подаренные белорусскими учёными и поэтами.
Здесь и стенды, рассказывающие о жизни поэта и его творчестве, о потомках А.С. Пушкина, живших в Беларуси, например, Наталье Александровне Воронцовой-Вельяминовой.
О людях, которые разминировали во время войны могилу Пушкина в Михайловском, о самолёте «Александр Пушкин» и многое другое. Здесь я увидел и переписку школьников с архивами и музеями России, Беларуси, с хранителем музея-заповедника в Михайловском С.С. Гейченко.
Но особенно запомнилось мне стихотворение С. Чернышова «Родство», в котором есть замечательные строки:
Кто сказал, что родина поэта.
Далека от нашенских полей?
Правда,
тут Михайловского нету
И его задумчивых аллей.
Чуть попозже
Листья облетают…
Чуть пораньше
Яблони цветут…
Впрочем, это дела не меняет:
К Пушкину тропа
Не зарастает.
Люди в сердце
С Пушкиным живут.
И это, действительно, так. Книга отзывов школьного музея говорит об этом. На виртуальной экскурсии я впервые узнал, например, что А.С.Пушкин назвал белорусов родным народом («народ издревле нам родной»), что он любил Крым.
Я спросил о Крыме и этом периоде творчества поэта. Преподаватель рассказала и прочла стихи «Погасло дневное светило», «Таврида», «Фонтану Бахчисарайского дворца». Мне открылся чудесный и неповторимый мир поэта. Я подумал, что его стихи и обо мне.
Потом мы вместе с преподавателем прочли стихотворение А.Пушкина «Волшебный край! очей отрада!..» («Бахчисарайский фонтан»):
...Волшебный край! очей отрада!
Всё живо там: холмы, леса,
Янтарь и яхонт винограда,
Долин приютная краса,
И струй и тополей прохлада...
Всё чувство путника манит,
Когда, в час утра безмятежный,
В горах, дорогою прибрежной
Привычный конь его бежит,
И зеленеющая влага
Пред ним и блещет и шумит
Вокруг утесов Аю-Дага...
Невольно вспомнилась моя родина… И хотя стихотворение рассказывает не об эритрейской природе, но, кажется, что о ней, потому что так мне всё понятно, близко и дорого.
Теперь я точно знаю, что русский поэт ценил жизнь, полную тревог и волнений, любил людей разных национальностей, а значит, любил и таких, как я.